Как использовать фундаментальный анализ и сравнительные мультипликаторы
Фундаментальный анализ предполагает определение справедливой стоимости компании. Традиционно считается, что самую точную оценку бизнеса компании дает трудоемкий метод дисконтирования будущих денежных потоков компании (discounted cash flow, DCF). На практике же анализ сравнительных мультипликаторов (market multiples, MM) является более предпочтительным, так как позволяет максимально оперативно определять недооцененность или переоцененность акций компании на фондовом рынке на текущий момент.
Суть анализа заключается в сравнении мультипликаторов компаний и выборе компании с минимальными относительно компаний-аналогов показателями, которые и будут указывать на ее дешевизну. При этом чем точнее выбран аналог, тем точнее будет оценка.
Самый значимый для расчета рыночных мультипликаторов показатель – капитализация компании, или рыночная цена акции (Price, P). Капитализация компании (Market Capitalization, MC) – это рыночная цена акции, умноженная на число акций в обращении.
MC = Количество обыкновенных акций * Рыночная цена обыкновенных акций + Количество привилегированных акций * Рыночная цена привилегированных акций
Пожалуй, наиболее известными сравнительными мультипликаторами являются:
· P/S (Price-to-Sales) = Капитализация (Price) / Выручка (Sales), показывает во сколько на фондовом рынке оценивается одна денежная единица выручки компании
· P/E (Price-to-Earnings) = Капитализация (Price) / Чистая прибыль (Earnings), показывает во сколько фондовый рынок оценивает одну денежную единицу чистой прибыли компании.
При этом экономическим смыслом обладает показатель P/E, так как в отличие от P/S учитывает эффективность бизнеса компании.
Акции роста при анализе сравнительных мультипликаторов обычно стоят дороже акций стоимости. Когда оцениваемая компания и аналог растут разными темпами, чтобы учесть факт ускоренного роста, применяют сложные мультипликаторы
(P/S) / g, где g – темпы роста выручки.
Высокий P/E часто также означает, что инвесторы готовы платить высокую цену за компанию, которая в будущем способна сильно нарастить свою чистую прибыль. У компаний, у которых отсутствует чистая прибыль или же она слишком маленькая, P/E может показывать экстремальные значения (отрицательные или от 20 и выше). Правильнее в таком случае было бы оценивать отношение текущей капитализации к ожидаемой чистой прибыли (P/FE).
Оптимально оценить компанию можно, учитывая при анализе долю долга в структуре капитала компании и ее аналога через показатель Стоимость компании (Enterprise Value, EV).
Стоимость компании (Enterprise Value, EV) = Количество обыкновенных акций * Рыночная цена обыкновенных акций + Количество привилегированных акций * Рыночная цена привилегированных акций + Чистый долг (Net Debt).
Чем выше долг, тем раздутее будет выглядеть EV и дороже сама компания.
Самый популярный показатель, учитывающий совокупную эффективность бизнеса с учетом долга:
EV/EBITDA = Стоимость компании (Enterprise Value) / EBITDA (Операционная прибыль до вычета амортизации).
Коэффициент EV/EBITDA используется, в первую очередь, при оценке компаний в капиталоемких отраслях (например, в металлургии).
Главное правило покупки акций инвесторами, исходя из коэффициента EV/EBITDA: в развитых странах – у компании он равен или не больше 8, в развивающихся в связи с дополнительными рисками – у компании он равен или не больше 6.
Больше полезных рекомендаций для начинающих инвесторов можно получить на консультации с нашими экспертами компании «Второй шанс». Звоните по номеру +8 (800) 350-15-13